Жил когда-то на нашей земле охотник Кирэвуль. Был он ловкий и сильный, много оленей и соболей добывал, много рыбы ловил в озерах и реках.
Вот Кирэвуль решил перебраться на новые незнакомые места, жить-охотиться там.
Долго ехал-кочевал он, вот в дальние края прибыл В одном месте возле большого озера чум поставил (чум – жилище северных оленеводов).
Жили в этих краях тоже эвенки, только говор у них был другой. Но парень понимал их язык, разговаривал. Эти люди испокон в тайге возле озера жили, охотились-рыбачили, добывая рыбу и соболей.
А Кирэвуль, как прибыл, хвастаться начал:
— Моя земля лучше этой земли. На своей земле я много добывал соболей и рыб разных.
Однажды Кирэвуль уехал на охоту и след соболя увидел. По следу пошел, догнал и видит: бежит огонь, а оставляет след соболя. Кирэвуль поехал за ним, хочет догнать, но не может. Сколько за огнем бежал — не помнит. Очутился где-то далеко, повернул обратно домой. Оказывается, он очень долго по следу шел, олени устали — он пешком побрел. На дороге чуть не умер. Еле до чума добрался.
В стойбище новым людям об Огненном соболе рассказал.
Люди говорят ему:
— Надо шамана. Ему надо рассказать.(шама́н — согласно верованиям ,человек, способный общаться с ду́хами и излечивать болезни).
Позвали шамана. Кирэвуль рассказал шаману об Огненном соболе: как гонялся и чуть не умер. Шаман говорит:
— Что во сне увижу, завтра расскажу.Если ничего не увижу – камлать (обряд, совершаемый шаманом) буду.
Наутро шаман рассказал:
— Ты к нам приехал из далеких земель. Наши места ты не знал и мало добывал. Поэтому наше озеро и тайгу не любил. Ты громко рубил дрова, кричал на оленей. В твоей душе была ненависть. Земля, как человек — все знает, все видит. Дух земли рассердился на тебя. Так земля первый раз тебя наказала: Огненным соболем увела далеко от дома. Второй раз накажет — живым не будешь. Чтобы избежать смерти — надо уважать и любить нашу землю. Озеру скажи заклинание-раскаяние, а тайге подари собольи хвосты. Потом ты сможешь охотиться и рыбачить.
Кирэвуль начал вести себя, как эти люди: любить и беречь землю, уважать обычаи ее людей-охотников. Он сделал все, как сказали ему люди стойбища: озеру говорил раскаяние, а на дереве повесил два собольих хвоста. После этого в озере он много ловил рыбы, в тайге много добывал соболя и диких оленей.
Так Кирэвуль остался жить на берегу озера в стойбище этих людей. Очень хорошо, говорят, жил.
От этого, наверно, случая эвенки никогда не ругают свою землю. Если приедут на другое место, то дарят ей подарки: привязывают на дерево лоскутки цветной материи.
Старики говорят своим внукам: «Землю надо любить и беречь. Она наша мать: поит, кормит и растит».