ЛЕТАЮЩАЯ ПАРКА (Эвенкийская сказка)

Говорят, это было так давно, что даже самые седые старики не могут сказать, когда это было.Эвенков в те времена было очень много, и жили они по всей тайге.
Большие стойбища стояли по берегам Байгала (Байгал — вероятно, озеро Байкал. Эвенки любое море называют Байгал -богатое море . Илимпийские эвенки кроме Байкала не знали о существовании других морей. Ессейские якуты моря тоже называют Байгалом ).

Много оленей имели богатые шуленги (вождь,хозяин,богач). Их пастухи и работники с большими стадами по тайге и по тундре кочевали. Оседлые эвенки на зверей в тайге охотились, рыбу в озерах и реках ловили. Имели они тогда, говорят, и лошадей, и другой скот.

В одном стойбище на берегу Байгала жил старик со старухой и молодым сыном. Однажды утром этот сын проснулся и начал смеяться:
— Сон, однако, видел интересный. Никому не расскажу, — говорит он отцу.
— Мне сон расскажи, — говорит отец. — Почему ты смеешься?
— Нет, никому не расскажу,— говорит сын и опять смеется.
Отец рассказал соседям, что его сыну приснился какой-то сон,теперь он все время смеется, а сон никому не рассказывает

Услышал про это самый богатый шуленга стойбища, позвал парня к себе:
— Почему смеешься? Какой сон приснился, мне расскажи!
Парень опять смеется и ничего не говорит.
— Если не расскажешь,— говорит шуленга,— я закрою тебя в балагане. Сам уеду к эвенкам Баргагул (баргагул, баргуты, баргагульские эвенки — так называли в старину баргузинских эвенков). Ты думай до моего приезда. Когда прибуду — расскажешь.
Шуленга собрал много эвенков, снарядил десять больших лодок и поплыл в сторону эвенков Баргагул.

Эвенки Баргагул по ту сторону Байгала жили. Оседло жили, богатые были, много скота имели, лошадей имели. Очень сильные богатыри у них были. Туда и уехал шуленга Ирукитского берега со своими людьми (Ирукитские эвенки — ирукит: так эвенки называют то место, где лодки тащат волоком. Вероятнее всего, имеется в виду то место, где расположен город Иркутск). Дочь богатого шуленги эвенков Баргагул за себя сватать уехал.

Парень в балагане сидит. Надоело сидеть, говорит работнику шуленги:
— Выпусти меня. Вернусь, когда шуленга возвращаться будет.
Работник тайно выпустил парня. Отцу и матери не показавшись, парень побежал по берегу в ту сторону, куда шуленга с людьми поплыл.
Долго бежал по берегу, видит: два старика спорят, вот-вот драться будут.

Парень спрашивает:
— Вот за что спорите?
Один старик рассказывает:
— Тридцать лет стоим на этом месте и спорим.Умирая, отец оставил мне летающую парку (парка — зимняя верхняя одежда из оленьих шкур), а старший мой брат отбирает ее у меня. Никак отобрать не может.

Парень говорит старикам:
— Вот решим, кому достанется парка,— сказал и на разные стороны две стрелы выпустил. — Кто первый мою стрелу принесет, тот летающую парку возьмет. Три года на этом месте ждать вас буду.
Старики на разные стороны побежали, стрелы там искать будут.
Парень надел парку и в сторону, куда уплыл шуленга, улетел. Вот летит и лодки шуленги видит — те до острова еще не доплыли. Он пролетел над ними и на острове сел. На этом острове много было птиц и зверей разных, рыбы много возле берега.
Парень построил чум, сел на берегу и ловит рыбу.

Люди к острову подплыли, остановились, парня спрашивают:
— Как давно живешь здесь?
Парень говорит им:
— Живу здесь с самого рождения. Возьмите меня с собой, может, чем-нибудь помогу.
Шуленга говорит парню:
— У меня много народу. Не могу взять тебя в работники. Без тебя обойдусь.

Шуленга со своими людьми уплыл, а парень на острове остался.
Как только лодки подальше отплыли, парень надел парку и улетел на ту сторону Байгала, где жили эвенки Баргагул. Опустился на берегу и увидел богатыря. Тот нес на плече огромное бревно и туда-сюда ходил, ничего не видя. Повернулся к парню и говорит:
— Бревно вот несу. Слепой, однако. Заблудился и на другое место вышел. Помоги к чуму моему подойти.
— Однако, помогу тебе. Бревно брось и меня слушай. Вдвоем по тайге пошли.
Вот идут и деревянный балаган видят. Зашли в этот балаган. Там сидит девушка.

Парень спрашивает:
— Здесь что делаешь? Почему одна? Где мать?
Девушка говорит:
— Мою мать женщина-Чулугды съела. Если Чулугды(одноглазый, одноногий чертик) сегодня ничего не добудет — она меня съест.
Парень спрятал слепого богатыря под шкуры возле девушки. Сам взял крепкую палку из лиственницы и тоже спрятался.

Вот в балаган заходит женщина-Чулугды с очень длинными волосами и говорит:
— Ничего не добыла. Тебя сегодня съем.
Девушка говорит, как научил парень:
— Перед смертью я тебе волосы расчешу. Потом съешь меня.
Чулугды обрадовалась и возле девушки легла.

Вот девушка начала расчесывать ей волосы. Вот чешет, перебирает и незаметно богатырю подает. Тот на руку волосы наматывает. Когда богатырь все волосы намотал, девушка вскакивает и убегает из чума. Чулугды догнать ее хочет, а богатырь за волосы держит. Выскакивает парень, бьет Чулугды палкой и говорит:
— Покажи,где живую воду имеешь?

Чулугды показывает в левый угол. Парень нашел воду, окунул в нее травинку. Трава сгорела. Парень опять бьет Чулугды палкой. И богатырь бьет свободной рукой. Чулугды указывает на правый угол. Парень нашел там воду, окунул в нее сухую траву.
Трава зазеленела и зацвела. Парень живой водой помазал глаза богатырю. Тот сразу все увидел. А Чулугды мертвой водой облил. Она тут же сгорела.

Богатырь ушел в свой дом, а парень с девушкой поженились и улетели в стойбище, где жили эвенки Баргагул. Прилетели, и видит парень: его шуленга без одной руки и без одного глаза несет воду в богатый балаган. Парня он не узнал.
Парень говорит ему:
— Где видано, чтобы шуленга воду носил! Брось ведра и скажи им так.
Тот бросил на пороге ведра и так сказал. Из балагана ему ответили:
— Еще раз так скажешь, последний глаз выколем!

Парень с шуленгой ушли к тому месту, где лежали перебитые ирукитские эвенки. Шуленга рассказал, что как только они приплыли, их всех перебили, а ему отрубили руку, выкололи глаз и заставили носить воду в дом здешнего шуленги и сказали: «Пусть невеста таким его видит и смеется». Парень помазал живой водой ирукитских эвенков.

Те ожили и встали:
— Как долго мы спали,— говорят.
А шуленге помазал плечо и глаз. Рука приросла и глаз начал видеть. Потом они напали на стойбище, начали убивать людей.
Баргагульские эвенки испугались, что их всех перебьют, и сдались. Парень собрал всех ирукитских и баргагульских эвенков, говорит:
— Сейчас шуленгу баргагульских эвенков судить будем. Зачем он убивал ирукитских людей? Они с хорошим намерением прибыли, чтоб шуленга в жены дочь свою отдал. Судить надо справедливо. Как знак презрения, надо его повесить черным маутом (аркан, петля).
Все эвенки согласились и повесили его черным маутом.

Потом парень выбрал баргагульским шуленгой самого сильного парня, говорит:
— Будешь справедливым и добрым шуленгой. Теперь все эвенки должны мирно жить. В гости друг к другу ездить. Девушек в жены отдавать. Пусть больше не будет крови между нашими родами.
Так и решили ирукитские и баргагульские эвенки. Потом этот парень женил своего шуленгу на красивой девушке.

Когда сыграли свадьбу, он говорит своему шуленге:
— Помог тебе. Теперь домой поеду. Шуленга не хочет его отпускать, говорит:
— Дам тебе, что пожелаешь.
— Нет, поеду, однако, домой. Дай мне на память свое кресало с узором. Больше ничего не надо.

Шуленга с молодой женой и своими людьми уплыл домой, а парень с женой улетел к двум старикам. Прилетели и ждут. Вот прибегают оба старика. Стрелы они не нашли. Парень сидит, будто так сидел и ждал:
— Вы оба заслужили летающую парку, — говорит им. — Больше спорить нельзя. Владейте вместе летающей паркой.
— Правильно, — говорят старики. — Больше спорить не будем.

Парень отдал им летающую парку, взял у них берестяную лодку и отправился с женой в свое стойбище к отцу и матери. Приплыл, жену оставил в чуме, а сам пошел во двор шуленги и сказал работнику:
— Вот вернулся. Скоро шуленга прибудет. Закрой меня в балагане.

Парня закрыли в балагане. Вскоре приплыл шуленга с молодой женой и своими людьми, спрашивает:
— Сидит ли тот парень, который смеялся и сон не рассказывал? Если одумался и сон расскажет, то выпустим. А не расскажет — казним. Так ему и скажите.
Парня привели.
— Теперь ты скажешь, что тебе снилось? — спрашивает шуленга. — Почему смеялся?
— Все теперь расскажу,— говорит парень. — Только собери всех людей стойбища.

Шуленга велел собрать всех людей стойбища. Парень начал рассказывать людям:
— Во сне тогда я видел вот что. Тебе баргагульский шуленга руку отрубил и глаз выколол, потом заставил воду носить, чтоб его дочь смеялась. На острове это я рыбачил, когда вы туда плыли. Вы меня не взяли с собой. Я сам прибыл к вам. Людей твоих оживил, тебе руку и глаз вернул. Баргагульского шуленгу судили. Больше не будем, эвенки, воевать и убивать друг друга. Помог тебе жениться, свадьбу сыграли. Без меня как бы женился?.. Потому смеялся тогда, что во сне это все видел. Теперь что скажешь?
– Чем докажешь, что это был ты? — говорит шуленга парню.

Парень показал ему кресало с узором. Шуленга признал свое кресало, говорит:
— Парень сказал все, как было. Мое кресало с узором он имеет.
Работник шуленги признался, что выпускал парня из балагана.
После этого шуленга сказал парню:
— Ты сильный и ловкий богатырь. Помог мне жениться. Судил злого шуленгу баргагульских эвенков. Теперь эвенки не будут родами воевать. Назначаю тебя вместо себя щуленгой.

Старики говорят, что это давно было, но с тех пор эвенки больше не воюют между собой. Живут дружно, ездят в гости, девушек в жены отдают, вместе песни поют, ёхорьё (эвенкийский народный танец) танцуют.