
В горных районах и на равнинах своей исторической родины, живут аварцы, коренной народ Дагестана, они составляют наибольший процент по численности населения среди народностей Дагестана. История аварского народа древняя, они бережно относятся к обычаям, сохраняют культуру и традиции своего народа, любовь к природе своего края.
Склоны Главного Кавказского хребта, их северо-восток, дают начало стремительному потоку текущей воды среди гор, известняковых хребтов и ущелий, затем она устремляется туда, где горы отступают от берегов реки к долинам, насыщая их жизнью. Там, где сливаются течения Аварского Койсу и Андийского Койсу, рождается река, проходящая через Дагестан, это Сулак («овечья вода»). Здесь на берегах реки и на горных террасах мы встретим аварцев.
Чем занимались: возделывали землю, разводили овец, занимались садоводством, резьбой по камню, чеканкой. Одним из основных ремесел, сохранившихся с давних времен, является изготовление самобытных ковров, что нашло отражение в сказках. В сказке «Чилбик и карт» великанша спит на цахе, на двустороннем ковре, безворсовом с одной стороны и махровым с другой. В сказке «Дубинка сильных» жене охотника в наследство от матери достался ткацкий станок для изготовления ковров. В сказках описывается жилище в горах аварцев (сакля), центр селения годекан («Приключения купеческого сына»).
Интересен зачин аварских сказок «Жили не жили», концовки сказок, где мы знакомимся с национальными музыкальными инструментами: зурна, барабан, бубен.
В сказках о животных встречается барсук , волк , медведь, олень, кабан, мудрая лягушка («Сказочная жизнь»), черная лисица. Лисица выступает в разных ролях, как помощник для людей («Лисьи хитрости») и как хитрый враг для зверей («Лиса и змея»).
В аварской волшебной сказке повествование включает многократные повторения, давая нам возможность ярко представить само событие и его развитие в дальнейшем, например, в сказке «Морской конь». И вот уже читатель, вместе с главным героем едет или идет, ночью или днем, пробирается через реки, или переваливает «через нашу гору и через две чужие».
В этом путешествии показывается природа края, а неторопливое повествование аварских сказок дает нам возможность узнать характер аварцев, их нормы жизни, где советуют обдуманно принимать решение: «Быстро бегущая вода до моря не доходит» (сказка «Букучихан»). Мы знакомимся с пословицами, поговорками, которые делают аварские сказки колоритными.
Для достижения цели герой встречает на своем пути фантастические существа, таких как, Харт(карт)-великаншу- старуху, которая может не только навредить герою, но и помочь ему, если герой догадается сразу приникнуть к груди великанши, тем самым стать ей приемным сыном или аждаха (Змей) не делает зла, если к нему обратились с добрыми пожеланиями (сказка «Сыновья мельника и аждаха»).Так, в аварских сказках, переплетаются сказочные сюжеты и обычаи.
Сюжеты сказок других стран и народов можем встретить и в аварских сказках, но здесь они приобрели неповторимые национальные оттенки. В сказке «Букучихан» черная лисица исполняет роль «кота в сапогах» и побеждает в борьбе со Змеем, а главный герой из бедняка становится ханом. В сказке «Красавица Езензулхар» три девицы чесали шерсть поздно вечером, загадывали желание, стали женами царя и только одна из них родила, нет, не князя Гвидона, как в «Сказке о царе Салтане», а сына с жемчужными зубами и дочь с золотыми волосами. Игра в прятки с будущим женихом, сюжет такой сказки есть у многих народов, но помогают разные животные : рыба, олень, орел и черная лисица в аварских сказках.
В притчах («Ответ старика») заключен глубокий смысл, мудрость народа. В сказках описывается гостеприимство аварцев, показана бескорыстная помощь тем, кто в ней нуждается.